Акустические методы испытания

Упругие свойства дорожных материалов, полученные с помощью резонансного метода, оцениваются по частоте собственных изгибных и продольных колебаний образцов, а вязкопластические свойства по логарифмическому декременту затухания. По частоте колебаний рассчитывается резонансный модуль упругости, а по затуханию может быть уточнено значение прочности и определена вязкость материала. Точность определения достигает: для модуля упругости ±0,01% (или 104) и для затухания до ±3-5%. Резонансный метод благодаря своей точности позволяет исследовать весьма тонкие, в том числе и обратимые изменения свойств образцов твердых материалов под влиянием внешних воздействий (замораживание и оттаивание, пропаривание), а также внутренних причин (твердение, укрепление вяжущими). При накоплении достаточных данных о связи между модулем упругости и декрементом затухания, с одной стороны, а также прочностью покрытий с другой, могут проводиться производственные испытания дорожных материалов резонансным методом. Имеются принципиальные возможности испытаний с помощью резонансного метода некоторых простых конструкций (балки несложной конфигурации и простой схемы нагружения, плиты, лежащие на трех-четырех опорах и т. п.). В настоящее время имеется ряд приборов (УЗ-5, ЬДА2А, ПИК-8), полностью удовлетворяющих современным требованиям этого метода. Резонансный метод обладает рядом принципиальных недостатков (испытание только твердых тел, необходимость изготовления образцов, проведения расчетов), позволяющих другим акустическим методам (импульсному, по методу — бегущей волны, и ударному) успешно конкурировать с ним в деле испытания дорожных материалов, конструкций и покрытий.

Related posts